КРЫМСКИЙ ПОЛУОСТРОВ — СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

В конце 2014 г. принято несколько федеральных законов, в соответствии с которыми территория Крымского полуострова объявлена свободной экономической зоной (далее — СЭЗ) с особым налоговым режимом, которая начала функционировать с 01.01.2015. Об условиях получения налоговых и прочих преференций (которые, по мнению экспертов, являются самыми привлекательными из всех российских СЭЗ) участниками СЭЗ и, разумеется, о самих преференциях пойдет речь в данном материале.

Общие правила СЭЗ

СЭЗ на территории Крыма создана сроком на 25 лет с возможностью продления (п. 1 ст. 9 Закона N 377-ФЗ <1>). В то же время ее функционирование может быть прекращено досрочно по основаниям, указанным в п. 2 названной статьи.
———————————
<1> Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Особый правовой режим, установленный на территории действия СЭЗ, предусматривает особенности правового регулирования отношений в сферах привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан <2>, их въезда и выезда за пределы Крымского полуострова, а также осуществления деятельности в области морского транспорта (ст. 2 Закона N 377-ФЗ).
———————————
<2> Крымские предприниматели, привлекая и используя иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности, должны учитывать особенности, которые предусмотрены для соответствующих категорий иностранных граждан Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

СЭЗ предусматривает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности и применение таможенной процедуры (режим) свободной таможенной зоны. Этот особый режим включает в себя (ст. 15 Закона N 377-ФЗ):
— особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками СЭЗ инвестиционных проектов. Они установлены положениями ст. 17 обозначенного Закона, которая применяется с 01.01.2017;
— особый режим налогообложения;
— предоставление субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ, в том числе затрат на уплату таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов.
Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны установлено гл. 5 Закона N 377-ФЗ. В частности, законодательными нормами определен порядок совершения таможенных операций в отношении иностранных товаров, а также товаров Таможенного союза. Использование режима свободной таможенной зоны позволит участнику СЭЗ беспошлинно ввозить в Крым импортные товары, комплектующие и оборудование, необходимые для реализации инвестиционных проектов.
Кроме того, положениями Закона N 377-ФЗ регламентирован порядок управления СЭЗ: определены орган управления и его полномочия, порядок формирования и работы экспертного совета и др.

Как стать участником СЭЗ?

Данная процедура подробно описана в положениях ст. 13 Закона N 377-ФЗ (далее по тексту раздела будут приведены только ссылки на отдельные пункты этой статьи).
Статьей 13 предусмотрена заявительная процедура получения статуса участника СЭЗ. Лицо, намеревающееся получить названный статус, должно быть зарегистрировано на территории Крыма, состоять на налоговом учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, отвечающую требованиям поименованного Закона. Требования к составу информации, отраженной в инвестиционной декларации, приведены в п. 3.
Иначе говоря, статус участника СЭЗ может получить только хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность и выполняющий инвестиционный проект. Приобретения, например, только лишь недвижимости на полуострове недостаточно для получения указанного статуса.
На основании письменного заявления, представленного в высший исполнительный орган государственной власти Крыма или Севастополя, с лицом (при условии его соответствия требованиям, установленным Законом N 377-ФЗ) заключается договор об условиях деятельности этого лица в СЭЗ.
В частности, для того чтобы стать участником СЭЗ, планируемый объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора для малого и среднего бизнеса должен составить не менее 3 млн руб., для крупного — 30 млн руб. (пп. 4 п. 3).
Обратите внимание: критерии отнесения хозяйствующего субъекта к малому (в том числе к микропредприятиям) и среднему бизнесу установлены положениями ст. 4 Закона N 209-ФЗ <3>. Эти критерии приведены в таблице 1.
———————————
<3> Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Таблица 1

Критерий Предельное значение Законодательная норма
Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие
Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных, общественных, религиозных организаций, фондов 25% Подпункт 1 п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ

Суммарная доля участия в уставном капитале организации других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства 25%
Средняя численность работников за предшествующий календарный год До 15 человек До 100 человек включительно От 101 до 250 человек Подпункт 2 п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год 60 млн руб. 400 млн руб. 1 млрд руб. Подпункт 3 п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101

Процедура заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ напрямую зависит от объема планируемых инвестиций.
Если инвестиционной декларацией предусматривается осуществление участником свободной экономической зоны объема капитальных вложений в сумме менее 100 млн руб., документы на получение статуса участника СЭЗ будут рассмотрены в течение 7 дней и будет принято соответствующее решение. В день принятия решения исполнительный орган должен направить заявителю подписанный договор или мотивированный отказ в заключении такого договора (п. 8).
Если объем планируемых капитальных вложений — в сумме более 100 млн руб., договор заключается при наличии согласования экспертного состава, который наделен правом внесения изменений в инвестиционную декларацию. Сроки для заключения договора в описанной ситуации увеличиваются с 7 до 22 дней (п. п. 9 — 13).
Согласно п. 16 договор об условиях деятельности в СЭЗ вступает в силу со дня его подписания. Однако лицо приобретает статус участника СЭЗ со дня внесения записи о его включении в реестр участников СЭЗ (п. 19). Иными словами, со дня внесения записи в реестр участник СЭЗ вправе применять особый режим (например, налогообложения) в отношении осуществляемой им деятельности. Сама процедура внесения данной записи занимает три дня с момента получения копии заключенного договора уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти. Факт внесения записи в реестр удостоверяется выдачей соответствующего свидетельства (п. 18).
Лицо утрачивает право на применение особого режима со дня внесения записи в реестр об исключении его из участников СЭЗ (п. 26). Перечень оснований для исключения лица из участников СЭЗ приведен в п. 23.
Итак, участник СЭЗ вправе применять особые режимы в отношении деятельности, осуществление которой оговорено условиями соответствующего договора. Вместе с тем участник СЭЗ может осуществлять и иные виды деятельности, однако право на применение им особого режима в отношении этих видов деятельности утрачивается (п. п. 21 и 22).

Какие преференции дает свидетельство участника СЭЗ?

Свидетельство участника СЭЗ позволит его владельцу существенно уменьшить налоговое бремя (пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона N 377-ФЗ). Соответствующие поправки в налоговое законодательство и законодательство о страховых взносах внесены Законами N N 378-ФЗ <4> и 379-ФЗ <5>. Оценим этот уровень снижения.
———————————
<4> Федеральный закон от 29.11.2014 N 378-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
<5> Федеральный закон от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Пониженные ставки налогов и страховых взносов

Статьей 5 Закона N 378-ФЗ дополнен новыми положениями Закон N 212-ФЗ <6> (речь о ст. 58.4). Согласно названной статье плательщик страховых взносов в течение 10 лет со дня получения статуса участника СЭЗ начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус, применяются такие тарифы страховых взносов (ч. 1 ст. 58.4):
— в ПФР — 6%;
— в ФСС — 1,5%;
— в ФФОМС — 0,1%.
———————————
<6> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Получается, что совокупная величина отчислений во внебюджетные фонды участника СЭЗ составит 7,6%, тогда как для обычного страхователя размер подобных отчислений намного выше — 30% (в ПФР — 22%, ФСС — 2,9%, ФФОМС — 5,1%). Очевидное преимущество — 22,4%.

Обратите внимание! Пониженные тарифы страховых взносов применяются только в том случае, если лицо стало участником СЭЗ не позднее чем в течение трех лет со дня создания СЭЗ (ч. 4 ст. 58.4).

Теперь поговорим о пониженных ставках налогов для участников СЭЗ, установленных НК РФ. Сразу оговоримся: им установлены предельные значения налоговых ставок, которые могут применять участники той или иной СЭЗ. Причем законодательные нормы предусматривают возможность их дополнительного уменьшения субъектом РФ, на территории которого создана СЭЗ. Это общее правило. И СЭЗ, созданная на территории Крымского полуострова, не стала исключением.
Так, законодательными актами, принятыми 24.12.2014 законодателями Республики Крым (законопроекты N N 208/30-10, 207/30-10, 206/30-10, 205/30-10) и г. Севастополя (законопроект N 19/58), установлены ставки налогов в меньшем размере, нежели это предусмотрено положениями соответствующих глав НК РФ (в частности, гл. 25, 26.1, 26.2, 26.5).
Налоговые ставки, установленные законами Республики Крым и г. Севастополя в том числе для участников СЭЗ, приведены в таблице 2 (для сравнения в ней также приведены предельные значения налоговых ставок, установленные НК РФ).

Таблица 2

Вид налога Ставки, установленные законами Республики Крым Ставки, установленные законами г. Севастополя Ставки налогов по НК РФ
ЕСХН 0,5%
(законопроект N 206/30-10) В период 2015 — 2016 гг. — 0,5% (законопроект N 19/58) Общая ставка — 6%.
Законом субъекта РФ может быть снижена в период:
— 2015 — 2016 гг. — до 0%;
— 2017 — 2021 гг. — до 4% (ст. 346.8 НК РФ)
Налог при ПСНО 1%
(законопроект N 208/30-10) 1%
(Закон г. Севастополя от 19.12.2014 N 90-ЗС) Общая ставка — 6%.
Законом субъекта РФ может быть снижена в период:
— 2015 — 2016 гг. — до 0%;
— 2017 — 2021 гг. — до 4% (ст. 346.50 НК РФ)
Налог при УСНО «Доходы» — 3%, «доходы минус расходы» — 7% (законопроект N 205/30-10) «Доходы» — 3%, «доходы минус расходы» — 7% (законопроект N 19/58) Общие ставки: «доходы» — 6%, «доходы минус расходы» — 15%. Законом субъекта РФ могут быть снижены в период:
— 2015 — 2016 гг. — до 0%;
— 2017 — 2021 гг. — до 4% для доходов и 10% для доходов минус расходы (ст. 346.20 НК РФ)

Налог на прибыль, зачисляемый в бюджет региона В федеральный бюджет — 0%, в бюджет Республики Крым:
— 2% — в течение 3 лет;
— 6% — с 4-го по 8-й годы;
— 13,5% — с 9-го года (законопроект N 207/30-10) В федеральный бюджет — 0%, в бюджет г. Севастополя — 0% (законопроект N 19/58) Общая ставка — 20%, из них в федеральный бюджет — 2%, в бюджет региона -18%.
Законом субъекта РФ может быть снижена:
— в федеральный бюджет — 0%;
— в бюджет региона — не более 13,5% (ст. 284 НК РФ)

Подчеркнем, региональными законодательными актами установлены лишь ставки налогов в пониженных размерах. При этом положениями ст. 346.8, п. 3 ст. 346.20, ст. 346.50 НК РФ оговаривается, что налоговые ставки, установленные законами субъектов РФ (по ЕСХН, налогам при ПСНО и УСНО), не могут быть повышены в течение периодов, указанных в вышеупомянутых нормах, начиная с налогового периода, с которого применяется пониженная налоговая ставка.
По налогу на прибыль (в ст. 284 НК РФ) приведены иные ограничения по применению пониженных налоговых ставок. В частности, в новом п. 1.7 названной статьи сказано: ставка по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 0% применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне.
Кроме того, следует обратить внимание на абз. 3 данного пункта. В нем говорится, что пониженные ставки применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.
Как видим, действующим законодательством предусмотрены существенные налоговые преференции для участников СЭЗ. Здесь также нужно отметить, что налоговым законодательством (в отличие от законодательства о страховых взносах) не оговаривается возможность применения хозяйствующим субъектом пониженных ставок по налогам и страховым взносам в зависимости от срока вступления его в ряды участников СЭЗ.

Освобождение от уплаты налогов

Законом N 379-ФЗ помимо вышеуказанных поправок также скорректированы положения гл. 30 и 31 НК РФ. Первая глава посвящена налогу на имущество, вторая — земельному налогу.
В частности, ст. 381 НК РФ дополнена новым п. 26, из которого следует, что участники СЭЗ освобождены от уплаты налога на имущество по имуществу, созданному или приобретенному в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенному на территории данной СЭЗ, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.
Внесены поправки и в ст. 395 НК РФ следующего содержания (новый п. 12): участники СЭЗ в течение трех лет с месяца возникновения права собственности на земельный участок не уплачивают земельный налог по нему, но при условии, что этот участок расположен на территории СЭЗ и используется в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ.
Иными словами, освобождением от уплаты имущественных налогов участник СЭЗ может воспользоваться только в отношении имущества созданного, приобретенного и используемого в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ. На остальные случаи действие подобных преференций не распространяется.

* * *

Подведем итоги. Получение статуса участника СЭЗ позволит его владельцу в дальнейшем воспользоваться весьма внушительными налоговыми преференциями в отношении деятельности, осуществляемой в целях выполнения условий договора об осуществлении деятельности в СЭЗ <7>. Данный договор уникален и заключается с каждым отдельно взятым хозяйствующим субъектом. Вместе с тем получить статус участника СЭЗ смогут, увы, далеко не все желающие предприниматели, работающие на территории Крымского полуострова.
———————————
<7> Впрочем, справедливости ради следует добавить, что пониженные ставки налогов, уплачиваемых при применении спецрежима в виде ЕСХН, ПСНО, УСНО, вправе использовать все крымские налогоплательщики, а не только участники СЭЗ.

Comments are closed.