ТОРГОВЫЙ СБОР ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Опубликован и с 1 января 2015 г. вступил в силу один из самых ожидаемых и обсуждаемых Законов <1> этой осени. Именно он включил в НК РФ главу о торговом сборе, он изменил порядок предоставления имущественного вычета, связанного с продажей жилья, он же сдвигает дату уплаты НДС и представления налоговой декларации, а также вносит еще несколько очень значимых новшеств в налоговое законодательство.
———————————
<1> Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Что представляет собой торговый сбор

Новый местный сбор, который может быть введен пока только в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — причем не ранее 1 июля 2015 г. (см. п. 4 ст. 4 Федерального закона N 382-ФЗ), — назван торговым сбором.
Предпринимательское сообщество бурно отреагировало на идею введения муниципальных сборов, о которых еще и не было ничего достоверно известно вплоть до самого последнего момента. Теперь мы можем говорить о муниципальных сборах, превратившихся в итоге в торговый сбор, уже определенно.
Комментируемый Закон вводит в НК РФ гл. 33, а чтобы система заработала, нужно еще, чтобы городские законодатели приняли на своем уровне законы о введении торгового сбора в действие, установив при этом ставки сбора, а возможно, и отдельные льготы.
Автор подчеркивает, что введение сбора не неизбежно. Пока законы городов федерального значения приняты, можно говорить лишь о том, что в НК РФ создан базис для введения сбора. Кроме того, Закон четко определяет, что в муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 382-ФЗ).
Новый сбор коснется всего четырех видов деятельности:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся АЗС);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Плательщиками сбора признаются организации и ИП, осуществляющие виды деятельности на территории Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в отношении которых установлен торговый сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (ст. 411 НК РФ).
Эта же статья освобождает от уплаты сбора ИП, применяющих патентную систему налогообложения, и налогоплательщиков, применяющих ЕСХН, — в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества (п. 2 ст. 411 НК РФ).
А вот налогоплательщикам, выбравшим ЕНВД, придется с его введением отказаться от этого налогового режима в части своей торговой деятельности, подпадающей под сбор. Таково новое правило п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ.
Оно затронет интересы экономических субъектов в Санкт-Петербурге и Севастополе; в Москве ЕНВД давно не применяется.
Объектом обложения торговым сбором п. 1 ст. 412 НК РФ называет использование объекта движимого или недвижимого имущества (т.е. объекта осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала. Это означает, что размер сбора не будет зависеть от продолжительности осуществления торговой деятельности на объекте в течение квартала: один день там шла торговля или 90 — не имеет никакого значения.

Обратите внимание! Что такое торговля применительно к этому сбору, поясняет пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ. В контексте гл. 33 НК РФ это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

К торговой деятельности в целях торгового сбора приравнивается деятельность по организации розничных рынков — деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ (п. 3, пп. 3 п. 4 ст. 413 НК РФ). Теперь нам необходимо вернуться и разобраться со значением других терминов, применяемых в гл. 33 НК РФ «Торговый сбор».
Первые три облагаемых вида деятельности из вышеприведенного списка предполагают торговлю через объекты торговой сети. Что это такое? НК РФ ответа не дает, но, учитывая правило п. 1 ст. 11 НК РФ, определение нужно взять из п. 8 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Торговая сеть — совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. Получается, что если, например, два магазина принадлежат одному владельцу, но работают при этом под разными наименованиями, они все равно будут сетью. А вот если на фирму или ИП оформлена одна торговая точка, плательщиком сбора такой хозяйствующий субъект не будет, кроме случая, когда использует одно торговое наименование вместе с другими лицами. Будет ли уплачиваться сбор, если торговая сеть имеется, но представлена на территории, где введен сбор, только одним объектом? Да, ведь из формулировок НК РФ не следует, что вся сеть или более одного объекта должны быть расположены в городах федерального значения.
Торговая сеть будет стационарной, не имеющей торговых залов, если она расположена в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты. Это определение берем из ст. 346.27 НК РФ.
Нестационарной считается торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети (ст. 346.27 НК РФ).
Стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны (ст. 346.27 НК РФ). В свою очередь, магазин, как следует из той же статьи НК РФ, — это специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Павильон — строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Применительно к четвертой позиции в списке облагаемых видов деятельности торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада, складом следует считать специальное здание, строение, сооружение, помещение, открытую площадку или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. К складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке (п. 33 ГОСТ Р 51303-2013. Торговля. Термины и определения).
Как видим, торговля со склада облагается сбором независимо от числа таких складов у организации или предпринимателя. Плательщиков сбора будут учитывать в налоговых органах. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе будут осуществляться в порядке, установленном ст. 416 НК РФ на основании уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной уполномоченным органом субъекта РФ в налоговый орган.
В уведомлении будет указываться информация об объекте обложения сбором:
— вид предпринимательской деятельности;
— объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность;
— характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.
Уведомление должно быть представлено не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. Датой возникновения объекта торговли является дата начала использования объекта для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор (п. 2 ст. 412, п. 2 ст. 416 НК РФ).
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравняли к ведению деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 416 НК РФ). Напомним, что за такое нарушение предусмотрен штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (ч. 2 ст. 116 НК РФ).
Плательщик сбора обязан будет уведомлять налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

Обратите внимание! При постановке на учет налоговый орган выдаст плательщику сбора соответствующее свидетельство (п. 3 ст. 416 НК РФ). В случае прекращения осуществления торговой деятельности на объекте плательщик сбора должен будет также уведомить налоговый орган. Датой прекращения деятельности считается дата прекращения использования объекта для осуществления торговой деятельности, в отношении которого установлен сбор. Датой снятия с учета организации или ИП в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении (пп. 2 п. 2 ст. 412, п. 4 ст. 416 НК РФ).

Постановка на учет, снятие с учета организации или ИП в качестве плательщика сбора в налоговом органе будут осуществляться согласно п. 7 ст. 416 НК РФ:
— по месту нахождения объекта недвижимого имущества — в случае если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
— по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — в иных случаях.
В случае если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном городе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора будет производиться налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.
Если налоговому органу станет известно о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, инспекция направит плательщику сбора требование об уплате сбора, причем сделать это она должна в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации (п. 3 ст. 417 НК РФ). Период обложения сбором, согласно ст. 414 НК РФ, равен кварталу.
Сумма сбора будет определяться плательщиком самостоятельно для каждого объекта начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли (п. 1 ст. 417 НК РФ).
Уплачивать сбор нужно будет не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (п. 2 ст. 417 НК РФ).
Конкретные ставки сбора будут установлены законами г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь (п. 1 ст. 415 НК РФ).
Что следует понимать под объектом осуществления торговли, поясняет пп. 1 п. 4 ст. 413 НК РФ:
— в отношении видов торговли, являющихся объектом обложения, — здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;
— в отношении деятельности по организации розничных рынков — объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность.
Подход к определению ставок сбора установлен ст. 415 НК РФ (п. п. 1, 3, 4). Ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца. Мы не можем пока предполагать, какими именно будут ставки, но можем с уверенностью назвать максимальное потенциальное значение ставок, исходя из известных размеров потенциально возможного дохода и стоимости патентов по интересующим нас видам деятельности, указанных в Законе г. Москвы от 31.10.2012 N 53 (ред. от 19.11.2014) «О патентной системе налогообложения», Законе Санкт-Петербурга от 30.10.2013 N 551-98 «О введении на территории Санкт-Петербурга патентной системы налогообложения», Законе г. Севастополя от 14.08.2014 N 57-ЗС (ред. от 26.11.2014) «О патентной системе налогообложения на территории города федерального значения Севастополя».
Уточним, что ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50. Ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, в силу п. 4 ст. 415 НК РФ не может превышать 550 руб. на 1 квадратный метр площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

Максимальный потенциально возможный доход от розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. метров по каждому объекту организации торговли, Законом г. Москвы определен на 2015 г. в размере 4000 тыс. руб.
При этом на 2015 г. установлен коэффициент-дефлятор для применения ПСН в размере 1,147 (Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685). Стоимость патента равна 6% от потенциально возможного дохода (ст. 346.50 НК РФ).
Получается, что патент на три месяца будет стоить с учетом этих исходных данных 68 820 руб. (4000 тыс. руб. x 1,147 x 6% x 1/4).
В расчете 1 кв. м площади торгового зала объекта стационарной торговой сети, имеющего торговый зал площадью более 50 кв. м или 1 кв. м площади торгового зала склада, предельная сумма сбора составит 1375 руб. (68 820 руб. / 50).
Максимальный потенциально возможный доход от розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, в Москве в 2015 г. составит 5400 тыс. руб.
При этом стоимость патента на три месяца будет равна 92 900 руб. (5400 тыс. руб. x 1,147 x 6% x 1/4).
Аналогично расчет произведен для двух других городов, только для Санкт-Петербурга при расчете применяем два коэффициента-дефлятора — на 2014 г. (в размере 1,067) и на 2015 г. (в размере 1,147), перемножая их последовательно на предельную сумму дохода, т.к. в этом городе размер предельного дохода законодательно на 2015 г. не пересматривался.
Повторимся: это лишь самый худший вариант. Вполне возможно, что ставки будут значительно ниже, что они будут дифференцированы в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля (п. 6 ст. 415 НК РФ). Наконец, города могут вообще принять решение не вводить на своей территории торговый сбор.
Следует прояснить еще, что означает термин «площадь торгового зала», к которой привязана ставка сбора, устанавливаемого на 1 кв. м.
Согласно пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ это часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Получается, что (применительно к торговле со склада) достаточно вынести место обслуживания покупателей за пределы склада — и сбор уплачивать уже не придется — торговая площадь окажется равной нулю. Как видим, сумма сбора может быть весьма существенной.
Ляжет ли она новым налоговым бременем на предпринимателя, организацию или его можно будет зачесть в счет других налоговых платежей, включить в расходы?
Тут все более чем неоднозначно и зависит как от системы налогообложения, выбранной экономическим субъектом, так и от его местонахождения (см. таблицу 2).

Таблица 2

Учет торгового сбора

Экономический субъект, система налогообложения Порядок учета торгового сбора Норма закона
организация, применяющая ОСН Налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в бюджет городов Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного в этих городах с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа). Зачет невозможен, если налогоплательщик не представил в отношении объекта торговли, по которому уплачен сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора п. 19 ст. 270, п. 10 ст. 286 НК РФ
ИП, применяющий ОСН Если ИП стоит на учете в ИФНС Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и уплачивает торговый сбор, он имеет право уменьшить сумму НДФЛ на сумму уплаченного в этом налоговом периоде торгового сбора.
Такая возможность отсутствует в случае непредставления ИП в отношении объекта торговли, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора п. 5 ст. 225 НК РФ

организация или ИП, применяющие УСН с объектом «доходы минус расходы» Налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по торговой деятельности, в отношении которой уплачен сбор, зачисляемую в бюджет городов Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, на сумму уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода торгового сбора.
Зачет не производится в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта торговли, по которому уплачен сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. Налог, уплачиваемый при применении УСН, зачисляется в бюджет субъекта РФ по месту нахождения налогоплательщика (п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ). Если налогоплательщик уплачивает налог в бюджет региона, отличного от того, где он уплачивает торговый сбор, он не может уменьшить сумму налога на сумму торгового сбора п. 8 ст. 346.21 НК РФ

организация или ИП, применяющие УСН с объектом «доходы» Налогоплательщик не имеет права уменьшить единый налог, уплачиваемый при УСН, на суммы торгового сбора п. 8 ст. 346.21 НК РФ

Обложение НДФЛ доходов от продажи недвижимости

С 2016 г. кардинально меняются правила игры при налогообложении доходов от продажи гражданами недвижимости (п. 6 ст. 210, п. 17.1 ст. 217, ст. 217.1 пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ). С этого момента доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в этом имуществе, в общем случае освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (п. 2 ст. 217.1 НК РФ).
Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;
3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком — плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.
В остальных случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
Если в отношении проданного объекта недвижимости определена кадастровая стоимость и доходы налогоплательщика от продажи оказались меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то в целях обложения НДФЛ доходы налогоплательщика от продажи объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Пункт 6 ст. 217.1 НК РФ уточняет, что законом субъекта Российской Федерации вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества может быть уменьшен:
1) пятилетний срок владения объектом недвижимого имущества;
2) размер понижающего коэффициента, установленного к кадастровой стоимости объекта.
Если условия для полного освобождения дохода от продажи недвижимости все же не выполняются, гражданин будет иметь право на имущественный вычет. Он, в свою очередь, с 2016 г. при продаже недвижимого имущества предоставляется:
— в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, не превышающем в целом 1 000 000 руб.;
— в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, не превышающем в целом 250 000 руб.

Новшества по НДС

Статья 172 НК РФ, отвечающая за порядок применения налоговых вычетов по НДС, дополнена п. 1.1, который прямо закрепляет право налогоплательщика заявлять вычеты в любых налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Этот порядок действовал и ранее, но правоприменительная практика часто была сопряжена со спорами с налоговыми органами, т.к. они имеют свое видение порядка заявления вычета.
В то же время важно, что формулировка НК РФ, как и раньше, трехлетний срок исчисляет с момента принятия актива на учет. Счет, на котором он отражен, не важен (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.05.2014 по делу N А11-3359/2013, Постановление ФАС Московского округа от 21.08.2013 по делу N А40-134549/12-108-179, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 по делу N А56-10457/2011, Письмо Минфина России от 29.11.2010 N 03-07-08/337, Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-07-08/242). Дабы по причине неверной трактовки этой формулировки не пропустить срок для заявления вычета, проиллюстрируем ситуацию на примере.

Пример. Завод обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС в части отказа в возмещении 11 814 491 руб. НДС за I квартал 2012 г.
Основанием для отказа в возмещении налога послужил вывод инспекции об истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором у завода возникло право на налоговый вычет сумм этого налога, уплаченных за приобретенные товары (работы, услуги) в период с 2008 г. по I квартал 2009 г. в целях модернизации производственного помещения.
Суд счел, что инспекцией правомерно отказано в возмещении спорной суммы налога на добавленную стоимость, поскольку заводом пропущен трехлетний срок, в течение которого он вправе был предъявить суммы НДС к возмещению.
Довод завода о том, что право на применение налогового вычета и, соответственно, на возмещение сумм НДС возникло после окончания комплекса работ, ввода основного средства в эксплуатацию и постановки его на учет на 01 счет «Основные средства», признан судом необоснованным.
При этом суд указал, что для применения вычета важен сам факт оприходования товаров (работ, услуг) в бухгалтерском учете, а не номер счета.
В данном случае трехлетний срок следовало отсчитывать с того налогового периода, в котором приобретенные для модернизации производственного помещения товары были учтены на счете 10 «Материалы» (по материалам Определения ВАС РФ от 07.11.2013 N ВАС-15354/13 по делу N А72-13061/2012).

В п. 1.1 ст. 172 НК РФ находим еще одно важное нововведение: если счет-фактура будет получен покупателем после завершения налогового периода, в котором приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до наступления срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период, покупатель вправе принять к вычету сумму НДС в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет.
Таким образом, факт поступления счета-фактуры, как с относительно небольшим опозданием, так и в установленный срок (если отгрузка, например, произошла в последних числах налогового периода), но уже в другом налоговом периоде, больше не является камнем преткновения в вопросе определения момента реализации права на вычет.
В настоящее время финансовое ведомство разъясняет, что вычеты НДС производятся только при наличии счетов-фактур, поэтому если счет-фактура выставлен в одном налоговом периоде, а получен в следующем, то вычет НДС производится в периоде получения счета-фактуры (см., например, Письма Минфина России от 08.08.2014 N 03-07-09/39449, от 02.10.2013 N 03-07-09/40889, от 09.07.2013 N 03-07-14/26426, от 09.07.2013 N 03-07-11/26592, от 03.05.2012 N 03-07-11/132, от 03.02.2011 N 03-07-09/02 и многие другие). Суды неоднократно указывали на необоснованность такой трактовки закона (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2013 по делу N А42-6538/2012, Постановление ФАС Поволжского округа от 26.04.2012 по делу N А65-18893/2011, Постановление ФАС Московского округа от 08.02.2011 N КА-А40/17458-10 по делу N А40-23979/10-20-170), но большинство налогоплательщиков предпочитали не конфликтовать с проверяющими по этому поводу.
В то же время, по-видимому, сохранится проблема подтверждения момента получения счета-фактуры покупателем. Ведь теперь принципиально не просто доказать, в каком периоде он получен, но и то, что он получен до 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Но почему до 25-го числа, а не до 20-го?
Дело в том, что комментируемый Закон перенес и дату подачи декларации по НДС. Крайний срок теперь — 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Симметрично смещен и срок уплаты налога (п. п. 1, 4 ст. 174 НК РФ).
В то же время срок представления налоговому органу посредником, не являющимся налогоплательщиком, журнала регистрации счетов-фактур (начиная с I кв. 2015 г.) оставлен прежним — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Возможно, это техническая погрешность, которая все же еще будет исправлена законодателями.
Все изменения по НДС введены в действие с нового налогового периода по налогу — с I кв. 2015 г. (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 382-ФЗ).

Коррективы порядка налогообложения прибыли

Благодаря комментируемому Закону с 2015 г. налогоплательщик получает возможность учитывать в целях налогообложения прибыли ряд новых видов расходов или чувствовать себя увереннее при отнесении на уменьшение налоговой базы привычных затрат.
Так, в последнее время не слишком остро стоял вопрос о возможности включения в расходы сумм выходных пособий, выплачиваемых на основании трудовых договоров в случаях, когда выплата такого пособия по закону не является обязательной, или в суммах, превосходящих обязательные (см., например, Письма Минфина России от 19.06.2014 N 03-03-06/2/29308, от 10.06.2013 N 03-03-06/1/21479). Однако приятно наблюдать, как изменилась формулировка п. 9 ст. 255 НК РФ. Вместо выплат работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика, теперь предлагается включать в расходы начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.
При этом начислениями увольняемым работникам признаны, в частности, выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Пункт 24 ст. 255 НК РФ дополнен указанием на то, что не только вознаграждения за выслугу лет, но и вознаграждения по итогам работы за год являются обоснованными расходами. В части учета амортизационных отчислений следует отметить сразу две значимые подвижки, касающиеся объектов, в настоящее время временно исключаемых из состава амортизируемого имущества. Это объекты, переданные в безвозмездное пользование, и объекты, находящиеся на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.
Пункты 3, 4 ст. 256 НК РФ теперь разрешают:
— начисление амортизации в отношении основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации. Более того, расходы, связанные с предоставлением имущества (работ, услуг) безвозмездно органам государственной власти или органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, ГУП и МУП в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации, теперь включаются в состав прочих, связанных с производством и реализацией (пп. 48.7 п. 1 ст. 264 НК РФ);
— амортизацию ОС, которые, находясь в процессе реконструкции или модернизации, продолжают использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода.
Вопрос с амортизацией реконструируемых и модернизируемых объектов решен в пользу налогоплательщиков, ведь в настоящее время, по разъяснениям Минфина, если имущество учитывается как единый объект основных средств, при проведении его модернизации или реконструкции в течение срока, превышающего 12 месяцев, данный объект основных средств подлежит исключению из состава амортизируемого имущества по критерию срока проведения реконструкции (модернизации) вне зависимости от факта использования в этот период реконструируемого объекта в деятельности, направленной на получение дохода (Письмо Минфина России от 01.06.2012 N 03-03-06/1/288).

Обратите внимание! Описанное новшество касается лишь налогового учета. В бухгалтерском же учете начисление амортизации в такой ситуации по-прежнему неуместно (п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Налоги на имущество организаций и физических лиц:
бремя возрастает

Хорошие новости по налогу на прибыль омрачаются плохими — по имущественным налогам.
Во-первых, с 2016 г. организациям, владеющим имуществом на праве хозяйственного ведения, придется уплачивать налог на имущество, исчисляемый от кадастровой стоимости такого имущества, если сам объект входит в список облагаемых в таком порядке (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).
В настоящее время и в 2015 г. такие организации уплачивают налог исходя из среднегодовой стоимости подобных объектов (см. Письмо Минфина России от 19.05.2014 N 03-05-04-01/23641).
Это объясняется тем, что в силу нынешней редакции пп. 3 п. 12 и п. 13 ст. 378.2 НК РФ порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости применяется только в отношении организаций — собственников объектов недвижимого имущества.
Кроме того, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, ЕНВД, ПСН и владеющие коммерческой недвижимостью, включенной в региональный Перечень имущества, составляемый в порядке п. 7 ст. 378.2 НК РФ, обязаны будут уплачивать налог на имущество физических лиц от кадастровой стоимости этих объектов по налоговой ставке 2% (абз. 1 п. 3 ст. 346.11 НК РФ, абз. 2 п. 4 ст. 346.26 НК РФ, пп. 2 п. 10 ст. 346.43 НК РФ). Налоговой льготы в отношении таких объектов у таких ИП больше нет. В то же время, если предприниматель использует в своей деятельности иное имущество и при этом применяет указанные специальные налоговые режимы, он будет, как и прежде, освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении такого имущества. Ему необходимо заявить право на льготу, представив уведомление в налоговую инспекцию. Подтвердить использование имущества в предпринимательской деятельности можно любыми документами (договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида предпринимательской деятельности, и т.п.) (см. Письмо Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-11/1484).

М.Климова
Независимый налоговый консультант,
к. э. н.

Comments are closed.