Бесплатная юрпомощь: зарубежный опыт

Бесплатные юридические консультации имеют свою специфику в каждой правовой системе мира.

Анализ иностранного законодательства показывает, что в зарубежных странах зачастую встречается деление юридической помощи на два вида: первичную и вторичную.

К первичной относятся несложные и менее затратные по времени и средствам виды юридической помощи – например, консультирование. Для их получения либо не требуется предоставления никаких документов, либо проверка права на получение бесплатной юрпомощи очень упрощена.

К вторичной помощи обычно относят более трудоемкие виды, чаще всего – представительство в суде. Для этого вида помощи характерно ограничение по кругу лиц, категориям дел, судебным инстанциям или видам судов и т.д.

«Первичка» и «вторичка» в Литве и Болгарии

Например, в Литве к первичной помощи относятся: правовое информирование, юридические консультации, составление документов, адресованных государственным или муниципальным органам, за исключением процессуальных документов. Вторичная – это, прежде всего, составление документов, защита и представительство в суде.

При этом затраты на «первичку» полностью финансируются государством, вторичная зависит от материального положения обратившегося.

В Болгарии немного другое деление: первичная включает в себя консультации, направленные на достижение соглашения вне зала суда до начала слушаний или до направления дела в суд, и подготовку документов, необходимых для передачи дела в суд. Вторичная юридическая помощь оказывается в виде представительства в суде.

В Нидерландах к «вторичке» помимо представительства отнесено посредничество (помощь посредника в урегулировании спора).

В большинстве зарубежных стран, в том числе в странах СНГ, право человека на получение правовой помощи закреплено в конституциях, а возможность его реализации в определённой степени конкретизирована в соответствующих законах.

Для кого юрпомощь бесплатна?

Если говорить о том, кому оказываются бесплатные юридические услуги, то обычно предполагается, что это – люди, находящиеся в тяжелом финансовом положении, наиболее уязвимые слои населения.

Каждое государство самостоятельно устанавливает критерии, по которым определяется наличие права на бесплатную юридическую помощь. В целом можно выделить два критерия: финансовый и предметный.

Например, для Молдовы характерна ситуация, при которой юрпомощь по гражданским делам предоставляется лицам, чей доход не достигает уровня, установленного правительством. При определении дохода учитывается среднемесячный доход лица за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления.

Во многих странах СНГ первичная юридическая помощь оказывается бесплатно любому обратившемуся лицу. Это связано с тем, что вопросы, по которым предоставляется «первичка», носят достаточно унифицированный характер и требуют быстрого предоставления информации. В такой ситуации проверка на соответствие критериям будет сложнее, чем предоставление первичной помощи любому заявителю.

Второй – предметный – подход практикуется в большинстве европейских стран. В частности, в Германии лицо, имеющее «относимый доход» ниже 15 евро в месяц, вправе получить любой из видов бесплатной юридической помощи и при этом на него не возлагается обязанностей по софинансированию услуг. При превышении данной планки человек не вправе претендовать на получение бесплатной юрпомощи в виде консультирования и внесудебного представительства, но может воспользоваться помощью представителя в судебном разбирательстве. При этом он обязан ежемесячно выплачивать взнос в размере от 15 до 300 евро (в зависимости от величины «относимого дохода»).

Термин «относимый доход» здесь обозначает доходы лица – как правило, это заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и т.д. – за вычетом необходимых расходов (таких, как налоги, страховки, расходы, связанные с обеспечением себя жильём, расходы на содержание детей и иных нетрудоспособных членов семьи и т.д.).

Таким образом, в немецкой системе можно наблюдать сочетание двух разных способов установления финансового критерия: твёрдый показатель в отношении консультирования и внесудебного представительства и дифференцированная шкала в отношении представления интересов в суде.

Опыт Великобритании, Финляндии и Хорватии

Также дифференцированная шкала доходов установлена в Англии и Уэльсе.

Во время проводимой в 2011-2012 годах реформы английской системы бесплатной юридической помощи установленная шкала была дополнительно разделена, что позволило сократить общий бюджет на финансирование бесплатной юридической помощи.

Этот подход практикуется и в Финляндии, где установлена шкала доходов лица, претендующего на предоставление бесплатной юридической помощи. При определении категорий получателей бесплатной юридической помощи Закон Финляндии «О бесплатной юридической помощи» оперирует термином «доступные средства». Подсчёт средств осуществляется с учётом ежемесячных доходов, необходимых расходов, имущества и обязанностей по выплате алиментов самого заявителя или супруга.

Еще один подход заключается в индивидуальной оценке имущественных активов обратившегося лица, его возможности оплатить юридическую помощь, а также соотносится со стоимостью необходимой юридической помощи. Например, статья 172 Гражданского процессуального кодекса Хорватии устанавливает, что право на бесплатную юридическую помощь должно быть предоставлено, если несение издержек, связанных с юридическими процедурами, лишит индивида или его семью средств к существованию. Наличие или отсутствие такого риска оценивается судьёй в каждом конкретном случае.

А как в США?

Своеобразная система бесплатной юридической помощи сложилась в Соединенных Штатах Америки.

В США реформы правовой помощи начались в шестидесятые годы прошлого века с «Программ юридических услуг» (Legal Services Program). Сейчас в стране создана структура для обеспечения правовой помощью лиц, не способных заплатить за правовую помощь как в уголовных, так и в гражданских делах (Корпорация юридических услуг). В каждом штате создаются конторы для оказания правовой помощи. В них работают на общественных началах адвокаты, ведут определённое количество дел или проводят определённое количество часов в конторе, предоставляя бесплатные юридические консультации — pro bono. Суды на уровне федерации, штатов и округов образуют соответствующие фонды, пополняющиеся из бюджетов, для обеспечения оплаты работы адвокатов, которые будут вести дела обвиняемых, не способных оплатить помощь адвоката.

Фактически в Соединенных Штатах существует три основных типа правовой помощи.

1. Правовая помощь, которая финансируется государством, аналог центров правовой помощи. Если обвиняемые в уголовных делах не имеют возможности нанять себе адвоката, суд назначает адвоката, платит ему скромную сумму за то, что он будет представлять обвиняемого в ходе судебного разбирательства. Правительство Соединенных Штатов во многих случаях обеспечивает правовую помощь и в не уголовных делах. Однако существуют ограничения по типам дел, в которых может оказываться такая помощь.

2.В случаях, когда федеральное финансирование не предоставляется, важную роль играет гражданское общество. Правозащитные организации в США, как и в Российской Федерации, имеют определённую миссию — защищать общественные интересы. Они являются движущей силой в законодательных реформах, меняют общественные взгляды и предоставляют такие важные правовые услуги. На самом деле некоторые из самых резонансных дел в США стали результатом pro bono услуг.

3.Однако правозащитные организации самостоятельно, пусть и при условии правовой помощи, обеспечиваемой правительством, не могут представлять всех людей, которые не в состоянии нанять себе юриста. Чтобы заполнить этот пробел, все частные юристы посвящают часть своего времени ведению дел, за которые они не получают оплаты. Это и есть настоящее pro bono.

Юристы, работающие в государственных центрах оказания правовой помощи, получают заработную плату; правозащитные организации финансируются за счёт благотворительных взносов и грантов; однако частные юристы тратят своё время без какого-либо возмещения.

Таким образом, обобщая сказанное, можно выделить три основные мировые модели бесплатной юридической помощи: judicare, staff lawyers, смешанная система. Данные модели различаются по действующим в их рамках субъектам, а также по тем функциям, которые берёт на себя государство в каждой из них.

Напоминаем, что бесплатную юридическую помощь в Ульяновской области можно получить, позвонив на телефон «горячей линии»: 8-800-100-13-84. Также возможно задать вопрос онлайн или прийти лично по адресам, указанным здесь.

Comments are closed.