Основные правила безопасности при взаимодействии граждан с финансовыми организациями
Одним из самых распространенных вопросов, поступающих на «Горячую линию» ГосЮрБюро Ульяновской области, остается вопрос защиты своих прав гражданами в рамках взаимодействия с организациями, оказывающими различные финансовые услуги. Проблема заключается не только в случаях откровенных фактов мошенничества со стороны недобросовестных финансовых организаций и физических лиц, но и в недостатке правовой и финансовой грамотности населения.
Данная статья посвящена именно этой тематике.
В качестве ключевого определения обозначим понятие финансовой услуги, как деятельности, связанной с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц.
Финансовые услуги оказываются банками, микрофинансовыми организациями, брокерскими, страховыми и лизинговыми компаниями и т.п.
Они делятся на несколько видов:
— страховые услуги – ряд услуг по страхованию физических и юридических лиц (страхователей) от рисков различного характера при наступлении определенных событий (страховых случаев);
— банковские услуги – все операции, совершаемые банками: открытие и закрытие вкладов, рассчетно-кассовое обслуживание, кредитование населения, выдача займов, денежные переводы;
— инвестиционно-банковские услуги — услуги, связанные с посредничеством между потребителем и фондовым рынком, например, оценка собственности и финансовое консультирование.
Следует иметь в виду, что финансовые услуги относятся к потребительским и попадают под действие Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Таким образом, для того, чтобы обезопасить себя от злоупотреблений со стороны финансовых организаций, необходимо руководствоваться данным Законом и несколькими правилами:
1 — внимательно читать договор с финансовой организацией, требовать подробную информацию о предоставляемой услуге, задавать вопросы, если что-то в условиях договора непонятно.
В договоре в обязательном порядке должно быть указано:
— содержание услуги;
— сумма и сроки всех платежей;
— обязательства сторон по договору;
— штрафы и пени за невыполнение обязательств;
— риски, вероятности выигрышей и потерь;
— возможность досрочного прекращения сделки и связанные с этим потери;
— детальная процедура оказания услуги (от заявки до закрытия договора).
2 – обращать особое внимание на то, что в договоре написано мелким шрифтом.
3 – сравнивать предложения всех конкурирующих финансовых организаций, внимательно изучать условия, выгоды и возможные сопутствующие затраты. Основными параметрами должны быть: суммы, сроки, штрафы/пени.
4 – анализировать реальную необходимость получения дополнительных услуг.
Следует иметь в виду, что финансовые организации не имеют права отказывать в основной услуге, если гражданин не хочет приобретать дополнительную. Однако отказ от дополнительной услуги может привести к тому, что основная услуга станет менее выгодной, то есть, дороже.
5 – при заключении договора необходимо сообщать о себе актуальные персональные данные, чтобы получать вовремя необходимую информацию.
Однако прежде, чем сообщать о себе какие-то сведения, особенно по телефону, гражданину следует удостовериться, что он общается с настоящим сотрудником финансовой организации, а не с посторонним лицом.
Важно помнить следующее:
— сотрудники финансовых организаций всегда звонят с одного и того же номера, представляются и обращаются к гражданину по имени прежде, чем задать какой-либо вопрос;
— никогда не просят позвонить по какому-то новому номеру, они доступны по тем телефонным номерам, которые есть в договоре, указаны на карточке, сопутствующих документах или сайте организации. Если же гражданину присылают какой-то новый номер в виде SMS, электронного письма или диктуют по телефону, это признак обмана;
— сотрудники финансовых организаций никогда не настаивают на немедленном выполнении каких-либо действий;
— никогда не возражают, если гражданин хочет перезвонить им на другой номер или проверить их слова, обратившись к другим сотрудникам этой организации;
— никогда не спрашивают ПИН-коды или пароли.
Также, нужно соблюдать особую осторожность при вводе персональных данных в сети интернет, пользоваться только надежными сайтами с защищенными каналами связи (например, одним из признаков защищенного канала является наличие в адресе префикса «https://»).
6 – второй экземпляр подписанного между сторонами документа необходимо сохранить у себя на случай возникновения спора.
7 – в случае возникновения проблем с исполнением обязательств перед финансовой организацией рекомендуем гражданину пойти на переговоры, чтобы прийти к взаимовыгодному решению.
8 — если финансовая организация не выполняет свои обязательства или нарушает права гражданина, он вправе направить ей письменную претензию. Это называется досудебной процедурой разрешения споров.
9 — если досудебное урегулирование не помогло, следует обращаться в суд.
В исковых требованиях пострадавшая сторона вправе требовать от организации-нарушителя:
— возмещения убытков в полном объеме, в том числе взыскания незаконно удержанных или уплаченных денежных средств;
— уплаты неустойки (пени), предусмотренной законом или договором;
— компенсации морального вреда;
— признания частично или полностью недействительным кредитного договора.
В суд гражданин имеете право обратиться по своему месту жительства.
В этом непростом деле могут помочь бесплатные юристы ГосЮрБюро Ульяновской области, которые работают с льготной категорией граждан во всех районах города и области.
Подробнее можно узнать на нашей «Горячей линии»: 8 800 100 13 84 или
по телефону отдела информирования и защиты прав потребителей ГосЮрБюро Ульяновской области: 8 (8422) 41 44 27.
А в нашей следующей публикации можно будет подробнее ознакомиться с порядком досудебного обжалования действий финансовых организаций.
Автор публикации: Головко Алла
