Инвалида признают «водителем коляски»? Неопределенности в ПДД

Фраза о том, что «правила дорожного движения написаны кровью», давно стала расхожей. Любой автомобилист подтвердит, что соблюдение ПДД действительно делает дорогу безопаснее. Понятно, что к правилам дорожного движения должны серьезно относиться не только те, кто за рулем, но и пешеходы.

Однако как быть с теми, кто занимает, так сказать, «промежуточный статус»?

«Я являюсь инвалидом, перемещаюсь в инвалидной коляске с электроприводом. У меня такой вопрос: является ли моя коляска транспортным средством?» – спрашивает Юрий К., который недавно обратился к специалистам ульяновского ГосЮрБюро и регионального отделения Ассоциации юристов России за бесплатной юрпомощью.

Он также интересуется, по какой стороне автодороги ему следует передвигаться, если нет тротуара или пешеходной дорожки, – как пешеход навстречу автотранспорту или как транспортное средство – по ходу автомобильного транспорта?

Эксперты указывают на то, что инвалидная коляска (в том числе – с электроприводом) НЕ является транспортном средством: она предназначена для передвижения  людей с ограниченными возможностями в пешеходных зонах. В то время как транспортное средство определяется в ПДД так: это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Иными словами, ключевое слово здесь «по дорогам».

Однако здесь не всё так просто.

Вообще, в Правилах дорожного движения инвалидные коляски упомянуты всего три раза. Первое упоминание связано с велосипедами, цитируем:

«Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве».

Второе упоминание уточняет, кого можно считать пешеходами: «К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».

Наконец, в третий раз инвалидные коляски «всплывают» в ПДД как раз при регулировании того, как пешеходам нужно перемещаться по проезжей части. Снова цитируем: «Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов».

При этом законодатели делают такое подразделение: просто пешеходы должны идти по краю проезжей части навстречу движения автомобилей, а остальные – например, те, кто ведет мопед или велосипед по краю проезжей части, а также «лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя», обязаны следовать по ходу движения авто.

Обратим внимание, что законодатели настойчиво указывают, что правила касаются именно колясок без двигателей. Инвалидные коляски с электродвигателями в ПДД вообще не упомянуты. Отсюда вполне резонны вопросы и сомнения Юрия.

Именно из-за этой неопределенности в основном документе, который регулирует правила поведения на дороге, возникают разногласия и среди экспертов. Так, в некоторых региональных СМИ – к примеру, в Костромской области – сообщается, что инспекторы ГИБДД приравнивают коляску с электроприводом к транспортным средствам.

Некоторые юристы пишут о том, что инвалидную коляску с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт до 4 кВт (и конструктивной скоростью которого до 50 км/ч) возможно приравнять к понятию «Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство». То есть предлагается рассматривать его в качестве тихоходного транспортного средства – с установкой специального знака «9.10». В этом случае на коляску с электроприводом будут распространяться требования ПДД – без необходимости регистрации этого транспортного средства в ГИБДД и без получения прав.

Таким образом, в настоящее время статус инвалидной коляски с электродвигателем можно признать «неопределенным» – с юридической точки зрения. Однако это не мешает ответить на практический вопрос нашего собеседника: согласно ПДД, инвалидная коляска, которая передвигается по проезжей части, – вне зависимости от наличия или отсутствия электропривода – должна следовать по ходу движения транспортного потока.

Comments are closed.