История с матрасом: как не надо покупать и продавать вещи

Покупка любого товара – это всегда маленькое противостояние. Задачи продавца и покупателя зачастую противоположны: один хочет быстрее продать, другой – купить лучшее по минимальной цене. Иногда эти позиции столь непримиримы, что дело доходит до суда.

«В январе 2018 года я купила ортопедический матрас. Для меня, пенсионерки, это достаточно дорогое приобретение – стоимостью почти 12 тысяч рублей», – рассказывает жительница Ульяновска Надежда Ш., которая недавно обратилась за бесплатной юрпомощью к специалистам ГосЮрБюро и реготделения Ассоциации юристов России.

Также женщина оплатила доставку покупки до дома. Однако как только пришли грузчики, Надежда поняла, что товар, который она видела в магазине, и привезенный матрас – сильно отличаются.

«От него невыносимо пахло – какой-то едкий химический запах. Я сразу же спросила, в чем причина такого явления. Выяснилось, что матрас пропитали некоей дополнительной антистрессовой пропиткой. Тогда я решила отказаться от покупки, и вот тут-то начались мои мытарства…» – продолжает наша собеседница.

Несколько раз она пыталась «достучаться» до организации-продавца: и в письменной, и устной форме. Естественно, она попросила вернуть ей деньги, оплаченные за покупку и доставку, ссылаясь на то, что ни о какой химической пропитке в договоре купли-продажи речи не было.

«Возвращать деньги мне отказались. Подобрать себе другой тип матраса в магазине я не смогла: все остальные были значительно дороже».

В итоге дело дошло до суда. Продавец во время судебного заседания объяснил свой отказ так: оснований для удовлетворения требований истца нет, так как матрас относится к товару, который нельзя вернуть. Суд, однако, решил иначе.

«Доводы ответчика, что матрас – согласно общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 – относится к категории мебели и входит в перечень непродовольственных товаров, которые возврату не подлежат, нельзя признать состоятельными: обмену и возврату не подлежит лишь мебель, продаваемая в наборе», – говорится в судебном решении.

С ответчика решением суда взысканы стоимость матраса, доставки, за моральный вред, штраф и все судебные расходы.

Интересны в этой истории две дополнительные детали. Первое: продавец уже подал апелляционную жалобу и готов идти в этом деле «вплоть до Верховного суда». И второе: Надежда уже больше полугода не может добиться от представителей магазина, чтобы они забрали свой товар из ее квартиры.

«Деньги они мне вернули, но и матрас оставили. У меня уже вся квартира пропахла этим специфическим запахом. Комната у меня только одна, куда его деть прикажете?» – разводит руками женщина.

С помощью специалистов ГосЮрБюро пенсионерка недавно подготовила еще один судебный иск – с той целью, чтобы принудить продавца забрать свой злополучный товар.

Конечно, можно отнестись к этому случаю, как к любопытному казусу – тем более что и предмет спора довольно-таки мелкий. Однако можно взглянуть на дело и по-другому: человек и организация-продавец вот уже более полугода выясняют отношения, судятся и никак не могут прийти к разумному соглашению. Возникает закономерный вопрос: это специфика именно данной конкретной ситуации или причина все-таки в несовершенстве законодательства? Причем имеется в виду не только законы, связанные с защитой прав потребителей, но и те нормы, что защищают права предпринимателей.

Вероятно, ответ поможет найти Верховный суд РФ, куда грозится подать бизнесмен, продавший матрас.

Comments are closed.