Обучение в автошколе: как отстоять свои права

Если купленная вещь оказывается некачественной, обычный человек может вспомнить о таких понятиях, как защита прав потребителей, сроки возврата товара и т.п. Сложнее дело обстоит с услугами, к примеру – образовательными. Нередко потребитель таких услуг не совсем чётко представляет, что делать, если он сталкивается с нарушением своих прав.

«Мой сын решил сдать на водительские права в Ульяновске, при этом он обучается в московском вузе. Нормально сдал теорию, прошел «площадку», осталось сдать только «город». Два раза он не смог пройти эту часть испытаний лишь по той причине, что инспектор не успевал его принять по времени: наступало 18-00, «час пик», инспектор объявлял, что всё сдавать уже нельзя», – описывает суть проблема Елена Р., которая недавно обратилась за бесплатной юрпомощью к экспертам регионального отделения Ассоциации юристов России и ульяновского ГосЮрБюро.

По ее словам, каждый раз приезжать и просто «постоять», не сдавая экзамен, для сына очень накладно. В связи с этим Елена спрашивает: может ли она написать претензию и что следует указать в качестве возмещения.

Как отмечают юристы, действовать здесь нужно последовательно. Первый шаг – внимательно ознакомиться с текстом договора, который заключается между автошколой и теми, кто обучается в ней. Именно в этом документе должны быть прописаны условия оказания услуг. Данные условия как раз являются основанием для составления претензии.

Далее – следует обратиться к руководству автошколы. Сделать это следует в письменном виде (в свободной форме), один экземпляр оставить у себя, на случай дальнейшего рассмотрения вопроса. Важно понимать, что при отказе принять жалобу к рассмотрению, упомянутый документ всё равно имеет юридическую значимость. Руководство школы обязано рассмотреть жалобу в течение месяца и дать официальный ответ заявителю.

Следующий шаг – надзорные и судебные органы. Если мирное разрешение конфликта невозможно, руководство школы не идет навстречу или их ответ вас не удовлетворил, то нужно подавать вашу жалобу в Роспотребнадзор. Отметим, что вашу жалобу необходимо подкрепить аргументами и документальными доказательствами, и ее суть должна быть непосредственно связана с нарушенными правами потребителя образовательных услуг.

Заявление в Роспотребнадзор также рассматривается в течение месяца, о результатах заявитель получит письменное уведомление.

Если говорить о конкретном законодательстве и возможности возмещения ущерба в судебном порядке, то тут в первую очередь следует ориентироваться на Гражданский кодекс РФ и федеральный закон №2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, согласно 779-й статье ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно 13-й статье закона «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Статьи 14 и 15 этого же закона подразумевают материальную и моральную компенсацию вреда за некачественные товар или услуги.

Обратим внимание, что, подавая исковое заявление, вы должны предоставить суду всю информацию по досудебному урегулированию спора (речь идет, прежде всего, об обращении к руководству школы и в Роспотребнадзор). Такие документальные доказательства прибавляют весомости исковому требованию, уменьшают риск его отклонения судом.

Добавим, что при заключении любого договора, в том числе – по обучению в автошколе, нужно внимательно читать то, что вы подписываете. Не лишним будет и предварительно узнать у знакомых или на Интернет-форумах отзывы о конкретной автошколе.

Comments are closed.