Можно ли расторгнуть навязанную услугу в автосалоне?

Вопросы и ответыРубрика: Права потребителейМожно ли расторгнуть навязанную услугу в автосалоне?
0 +1 -1
Гуля спросил 4 месяца назад

Куплена машина в автокредит, навязали услугу программа «помощь на дороге», отправили заявление на расторжение в указанную организацию, которая находится в Ростове — на — Дону, сегодня по электронной почте пришёл ответ, что ничего они не вернут, возможно ли через суд вернуть деньги? 

1 ответ
0 +1 -1
ГосЮрБюро Админ. ответил 4 месяца назад

В погоне за увеличением прибыли продавцы/исполнители предлагают потребителю, наряду с основным товаром или услугой, приобрести дополнительные. К самым распространенным случаям можно отнести банковские услуги. , сопровождающиеся обязательным страхованием. И если зачастую потребитель с готовностью соглашается на предложенные ему дополнительные услуги, то в ряде случаев его к этому понуждают. Российское законодательство не содержит определения такого понятия, как навязывание услуг. Однако содержание части 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) позволяет сделать вывод, что навязывание услуг — это обусловленность приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Навязывание услуг запрещено законом. Законодательный запрет на навязывание услуг выражается также в запрещении: — обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров/работ/услуг (абзац 2 части 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей); — выполнять дополнительные платные услуги без письменного согласия потребителя (часть 3 статьи 16 Закона о защите прав потребителей). Но не каждая дополнительная услуга является навязанной. Если она является добровольной и не нарушает предоставленных потребителю законом прав, то основания для оспаривания ее в суде отсутствуют. Законодатель не указал признаки, по которым оказываемая потребителю услуга может быть признана навязанной. Понять это можно на примере банковских кредитов, оформляемых при условии страхования клиентами жизни и здоровья. В ч. 2 ст. 935 ГК РФ указано, что обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Такое условие предоставления кредита может быть оговорено только в договоре, т.е. согласовано сторонами (статья 421 ГК РФ). Не является нарушением возложение на потребителя обязанности по страхованию при наличии альтернативных условий получения кредита, например в виде повышенного процента. В данном случае страхование выступает в качестве способа обеспечения исполнения клиентом банка его обязательств по погашению кредита, право на который предоставлено банку часть 1 статья 329 ГК РФ. Если же предоставление кредита ставится в зависимость от страхования и не заключившему договор страхования потребителю не выдают кредит на других условиях или при заключении договора страхования клиента банка ограничивают в выборе страховой компании, настаивая на страховщике — партнере банка, соответствующие условия договора могут быть оспорены в суде, как нарушающие требования законодательства о защите прав потребителей (пункты 4 и 4.1 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013). Навязывание услуг является нарушением права потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг), закрепленного в том числе часть 1 статьи 421 ГК РФ, и влечет возмещение убытков, причиненных потребителю, в полном объеме (ч. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей). Можно выделить следующие основания для расторжения договора через суд: существенное нарушение договора другой стороной (пункт 2 статьи. 450 ГК РФ). Нарушение может быть названо существенным в законе или договоре. Например, стороны могут согласовать, что нарушение поставщиком срока поставки более чем на пять рабочих дней признается существенным нарушением. В таком случае для расторжения договора вам нужно доказать, что контрагент-поставщик совершил это нарушение. Если же нарушение не названо в законе или договоре основанием для расторжения, то надо доказать суду, в чем заключается существенность такого нарушения; иное нарушение, предусмотренное законом или договором (пункт 2 статьи 450 ГК РФ). При этом не надо доказывать, является ли нарушение существенным; наступление иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором, которые не связаны с нарушением договора (пункт 2 статьи 450 ГК РФ). Например, в договоре стороны могут предусмотреть такое основание, как изменение контрагентом цены в одностороннем порядке; существенное изменение обстоятельств (пункт 1 статьи. 451 ГК РФ). Речь идет о ситуации, когда обстоятельства изменились настолько, что если бы стороны могли это предвидеть, то они не заключили бы договор или заключили бы его на значительно отличающихся условиях (статья 451 ГК РФ, Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)).   Если в рамках исполнения основного обязательства продавец (исполнитель) оказал дополнительные платные услуги, не заручившись письменным согласием на то потребителя, последний вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы (часть 3 статьи 16 Закона о защите прав потребителей). Условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей, являются ничтожными (пункт 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Помимо этого, суд может возложить на продавца обязанность компенсировать потребителю моральный вред (статья 15 Закона о защите прав потребителей) и выплатить ему, наряду с основной суммой, штраф в размере 50% от этой суммы (часть 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей). Поскольку навязывание услуг подразумевает включение в договор, заключаемый между продавцом и потребителем, условий, ущемляющих права потребителя (в т.ч. на свободный выбор товаров), установленные законодательством о защите прав потребителей, соответствующие действия продавца влекут административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц — от одной до двух тысяч рублей, на юридических лиц — от десяти до двадцати тысяч рублей (часть 2 статьи 14.8 КоАП РФ). Продавец (исполнитель) вправе предложить потребителю дополнительные услуги при условии, что потребитель: — письменно подтвердил свое согласие; — не ограничивается в правах, предоставленных ему законодательством о защите прав потребителей. За несоблюдение указанного правила продавец (исполнитель) может быть привлечен к ответственности.