Прием на работу

0 +1 -1
Посетитель сайта спросил 7 лет назад

Здравствуйте! При приёме на работу работодатель потребовал обязательную временную регистрацию для жителя из другого региона. Насколько это правомочно? Приведите, пожалуйста соответствующую статью.Спасибо!

1 ответ
0 +1 -1
ГосЮрБюро Админ. ответил 7 лет назад

Согласно статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

В соответствии с частью 2 статьи 64 ТК РФ прямо запрещается ставить трудоустройство в зависимость от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, так как это обстоятельство не связано с деловыми качествами работника, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» установлено, что отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 5242-1). Это означает, что в случае возникновения спора, суды будут решать его в пользу лиц, которым работодатели отказали в трудоустройстве по данному основанию.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность работника предоставлять работодателю документы, подтверждающие временную регистрацию. Перечень документов, предъявляемых гражданином работодателю при заключении трудового договора, определён в части первой статьи 65 ТК РФ. Согласно части третьей указанной статьи требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных трудовым законодательством иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации запрещается. Требовать

документы, подтверждающие регистрацию принимаемого на работу лица по месту жительства или пребывания, данная норма не содержит.

Кроме того, работодатели не наделены полномочиями на осуществление контроля в сфере регистрационного учёта граждан, поэтому требования работодателя о предъявлении своими работниками документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или пребывания, не будут основаны на нормах закона. Отказ в приёме на работу по причине отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания может повлечь административную ответственность работодателя по статье 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также в некоторых случаях — уголовную ответственность по статье 136 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Отметим, что в соответствии со статьёй 3 Федеральный закон № 5242-1, пунктом 4, пунктом 9, пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, обязанность по оформлению регистрации по месту жительства или пребывания возложена на самих граждан.

Вместе с тем необходимо отметить, что сам гражданин несёт ответственность в соответствии со статьёй 19.15.1 КоАП РФ. А именно, проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков — влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.